Разделы |
|
Драматург и режиссёр о пьесе и спектакле Б. Гаврилов, Ц. Бальжанов Современная цивилизация, особенно, западноевропейская, с высоты времени научилась более объективно, чем прежде, смотреть на роль Чингисхана в мировой истории. В принципе, сегодня ничего нового в осмыслении и осознании эпохи Чингисхана в контексте развития человеческих сообществ и государственных структур нет: достаточно велик объем научной и художественной литературы. Вместе с тем определяются новые аспекты изучения истории, ранее находившиеся в тени, появляются труды ученых, писателей и государственных деятелей, рассматривающие прежде закрытые и «белые пятна» сложных дискуссионных тем. В частности, в последние десятилетия появилось много интересных, содержательных работ отечественных и зарубежных деятелей науки и искусства по вопросам истории, философии, социологии, культурологии и искусства кочевых цивилизаций Центральной Азии. He секрет, что многовековое владычество монголов закончилось упадком империи и застоем. Поэтому при создании художественного произведения о Чингисхане существует опасность исходить не собственно из задач высокого искусства, а решать многие другие привходящие и очевидные проблемы. Наверное, во все времена это являлось самым серьезным аспектом в развитии современного искусства. Художник должен учитывать стереотипы внедренного, деформированного предвзятостью зрительского или читательского сознания, а не сочинять в угоду ложной традиции и на потребу дня. Между тем, различного рода стереотипы всегда существуют, они даже культивируются, становятся источником противоречивых эмоций, ведут к взаимоотчуждению и распрям. Идти на поводу этих стереотипов и ложных представлений нельзя и опасно, как свидетельствует весь исторический опыт человечества. Чингисхан реально, практически попытался объединить ранее противоборствующие цивилизации, он признавал за духовными учениями первенствующее значение, исходя из того, что каждый человек должен осознавать свое единство с Высшим сознанием, с Космосом — Вечно Синим Небом. Он как бы проникся мыслью о грядущем величии и всевластии человеческого Разума. Может быть, как мы полагаем, отсюда берут начало положения его свода законов «Великая Яса» («Их Засаг»), дошедшего до нас фрагментарно. Так как практически у каждого из нас и потенциальных зрителей сложился какой-то более или менее действительный, более или менее полный сюжет о Чингисхане, первой нашей задачей была цель «расшатать» и «выбить» восприятие зрителя из системы стереотипов, а затем провести его через сцены становления Темуджина в Чингисхана. Здесь важно попытаться показать биографию души, ее сопряженность с духовностью, благодаря чему достаточно беспомощный юноша реализуется в одного из величайших мудрецов в ряду с Платоном, Буддой (Гаутамой), Христом, Магомедом. Исходя из всего этого, мы взяли на себя право на собственную авторскую интерпретацию. В нашем творческом проекте, его замысле и воплощении, мы рассчитываем на то, что спектакль может явиться театральным посланием каждому зрителю, говорящим о том, что каждому из нас в жизни требуется напряженная внутренняя, искренняя и концентрированная работа души и ума, необходимая сегодня для выхода из состояния депрессии. Потенциальные возможности человека велики, он совершенное создание Природы, его энергия и знания способны преобразить наше бытие и мировое сообщество в новом тысячелетии, сообщить нашему самосознанию новое измерение. |
||
|